Официальные документы

2 ФЗ О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ ОПРЕДЕЛЯЕТ РАЗМЕЩЕНИЕ ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ КАК ОТЧУЖДЕНИЕ ЭМИССИОННЫХ БУМАГ ЭМИТЕНТОМ ПЕРВЫМ ВЛАДЕЛЬЦАМ ПУТЕМ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВЫХ СДЕЛОК. РЕШИЛ:

(Решение Верховного Суда РФ от 10.05.2000 N ГКПИ00-333. Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании недействительными пункта 4.4 и пункта 4.5 ''Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии'', утв. Постановлением ФКЦБ РФ от 17.09.1996 N 19)

Акцизы




В соответствии с пунктами 2, 4 ст. 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" Федеральная комиссия утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами.
Абзац 1 пункта 4.4 и пункт 4.5 Стандартов определяют момент, когда должно быть принято решение о совершении крупной сделки, связанной с размещением эмиссионных ценных бумаг, или сделки, в совершении которой имеется заинтересованность.
Согласно п. 8 ст. 83 Федерального закона "Об акционерных обществах" Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к порядку заключения сделки, в отношении которой имеется заинтересованность.
ФКЦБ России является правопреемником Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку и в пределах своей компетенции установила в Стандартах дополнительные требования к порядку заключения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, а именно: принятие решения о совершении такой сделки до представления документов в регистрирующий орган.
Согласно действующему законодательству размещение ценных бумаг путем закрытой подписки представляет собой размещение ценных бумаг среди заранее известного круга лиц.
Статья 2 ФЗ "О рынке ценных бумаг" определяет размещение эмиссионных ценных бумаг как отчуждение эмиссионных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско - правовых сделок.
В силу ст. 24 ФЗ "О рынке ценных бумаг" эмитент имеет право начинать размещение выпускаемых им эмиссионных ценных бумаг только после регистрации их выпуска.
Таким образом, содержащееся в абзаце первом п. 4.4 и п. 4.5 Стандартов указание о моменте принятия решения о совершении крупной сделки, связанной с размещением эмиссионных бумаг, и сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, до подачи документов для государственной регистрации не противоречит действующему законодательству.
В абзацах 2 и 3 п. 4.4 Стандартов определен порядок принятия решений о совершении крупной сделки, связанной с размещением обыкновенных акций либо привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные акции.
В статьях 78 и 79 Федерального закона "Об акционерных обществах" определен порядок совершения крупных сделок.
Сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с размещением обыкновенных акций либо привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные акции, составляющих более 25 процентов ранее размещенных обществом обыкновенных акций, согласно ст. 78 ФЗ "Об акционерных обществах" относится к крупным сделкам.
В этой связи содержащиеся в абзацах 3 и 4 п. 4.4 Стандартов требования к порядку совершения крупной сделки, связанной с размещением эмиссионных ценных бумаг, не противоречат требованиям главы X Федерального закона "Об акционерных обществах" и не нарушают права совета директоров и общего собрания акционеров, закрепленные в законе.
В абзаце 4 п. 4.4 Стандартов предусмотрено, в каком случае акционеры - владельцы голосующих акций имеют право требовать выкупа принадлежащих им акций в соответствии со ст. 75 ФЗ "Об акционерных обществах".
В статье 75 Федерального закона "Об акционерных обществах" предусмотрено право акционеров - владельцев голосующих акций требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в случае совершения крупной сделки, решение о совершении которой принимается общим собранием акционеров в соответствии с п. 2 ст. 89 настоящего Федерального закона.
Сделка, связанная с размещением обыкновенных акций либо привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные акции, относится к крупным сделкам и требования абзаца 4 п. 4.4 Стандартов соответствуют абзацу 2 ст. 75 ФЗ "Об акционерных обществах" и ст. 5 ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Учитывая, что нормативный акт принят ФКЦБ России в пределах полномочий данного государственного органа, оспариваемые положения Стандартов соответствуют действующему законодательству и не нарушают права либо свободы граждан или юридических лиц, поданная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

жалобу Соповой Ольги Николаевны о признании недействительными пункта 4.4 и пункта 4.5 "Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии", утвержденных Постановлением ФКЦБ России от 17 сентября 1996 г. N 19, в редакции Постановления ФКЦБ России от 11 ноября 1998 г. N 47 - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.


Страницы: 2 из 2  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->