ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ И ЗАКОННОСТИ ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ ФАКТИЧЕСКОЙ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Письмо Госналогслужбы РФ от 28.08.1992 N ИЛ-6-01/284 (с изм. от 18.09.1995). О Временных указаниях о порядке проведения документальных проверок юридических лиц, независимо от видов деятельности и формы собственности (включая предприятия с особым режимом работы), по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль)Налог на прибыль организаций. Акцизы. Транспортный налог
- по снабженческой, торговой и аналогичным видам деятельности - N 11-сн "По счетам товаров, отгрузки и реализации" - с суммами данных по ведомости N 16-сн "Ведомость учета реализации товаров, продукции и материальных ценностей" (с выделением показателей по отдельным складам), N 16 а-сн "Ведомость учета реализации товаров, продукции и материальных ценностей" (без выделения показателей по отдельным складам), N 17-сн "Ведомость учета оборотов по транзитным операциям с участием в расчетах", N 17 а-сн "Ведомость учета оборотов по транзитным операциям без участия в расчетах". Однако данные по ведомости N 17 а-сн ведутся внесистемно и по кредиту счета N 46 "Реализация продукции" не отражаются. Поэтому проверяющий обязан в случаях выявления внесенных в эту ведомость счетов, не относящихся к оборотам по транзитным операциям без участия в расчетах, определить сумму скрытого от налогообложения дохода.
После проведения сверки отчетных данных и данных, отраженных в учетных регистрах, проверяющий приступает к проверке правильности и законности оформления операций по оплате и отгрузке готовой продукции (работ, услуг).
Приступая к проверке первичных документов, проверяющий обязан предварительно проанализировать документ руководителя предприятия (организации) о принятии учетной политики на отчетный год, исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров. Документ об учетной политике может быть принят и на более длительный срок (ряд лет).
Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552, выручка от реализации определяется либо по мере оплаты (при безналичных расчетах - по поступлении средств за отгруженные товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлении средств в кассу), либо по отгрузке товаров (выполнению работ, услуг) и предъявлению покупателю (заказчику) расчетных документов. Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается предприятием самостоятельно и отражается в документе о принятии учетной политики.
При проведении анализа следует иметь в виду, что договора на поставку готовой продукции (выполнение работ, услуг) должны соответствовать утвержденной учетной политике. При этом факты заключения договоров с отступлениями от принятой учетной политики, повлекшими за собой несвоевременное отражение в бухгалтерском учете объема реализованной продукции, следует отразить в акте проверки. Например, в случае, если договор поставки заключен с условием, что покупатель становится собственником продукции после перечисления средств по предварительной оплате на расчетный счет поставщика и продукция должна быть принята поставщиком на ответственное хранение, то выполнение такого договора следует считать соответствующей учетной политике определения выручки от реализации по отгрузке.
Основанием для отражения в учетных регистрах отгруженной продукции (работ, услуг) являются следующие первичные документы.
При определении выручки от реализации по мере оплаты:
- выписки банка и платежные документы о поступлении денежных средств на расчетный счет (валютный или другие специальные счета);
- приходные кассовые ордера на оприходование наличных денежных средств в кассу предприятия (организации);
- ведомости учета сумм, числящихся на счете N 57 "Переводы в пути".
При проведении документальной проверки правильности формирования объема реализации согласно утвержденной учетной политике по мере оплаты отгруженной готовой продукции проверяющий обязан сопоставить сроки фактической отгрузки готовой продукции с отгрузочным первичным документом, выполнению работ и услуг промышленного и непромышленного характера (предусмотренных уставом и учредительными документами), актов по выполненным строительным, ремонтно - строительным, монтажным, проектно - изыскательским, геологическим, научно - исследовательским и другим работам со сроками оплаты по данным первичных документов, учитываемых на счетах бухгалтерского учета в части поступления денежных средств (счета N N 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет" и 57 "Переводы в пути"). Несоответствие даты поступления денежных средств по выпискам банка или по приходным кассовым ордерам и даты оформления первичной документации на отгрузку готовой продукции, указывает на неправильное отражение в отчетности объема реализации.
Однако следует иметь в виду, что в случаях, если условиями договоров предусмотрена оплата готовой продукции путем внесения денежных сумм (преимущественно торговая выручка) в кассы банков, сберегательные кассы или кассы почтовых отправлений для зачисления их на расчетный или иной счет предприятия, то формирование объема реализации проверяется путем сличения даты первичных отгрузочных документов и периодом списания сумм, числящихся на счете N 57 "Переводы в пути". В случаях, если в объем реализации включены суммы, фактически полученные на расчетный или иной счет предприятия, но списанные со счета N 57 "Переводы в пути" в следующем отчетном периоде, проверяющий обязан определить сумму сокрытого от налогообложения объема реализации готовой продукции.
В торговых, снабженческих и сбытовых предприятиях и организациях по кредиту счета N 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" отражается продажная стоимость реализованных товаров (в корреспонденции со счетами денежных средств и расчетов). В связи с этим учетная политика в этих организациях должна предусматривать определение выручки по мере оплаты за реализованные товары.
Страницы: 4 из 45 <-- предыдущая cодержание следующая -->