Официальные документы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 09.04.2001 N 82-О. ПО ЖАЛОБАМ ГРАЖДАН С.О. ЕВСИКОВА, Т.Г. СИБИРЧЕНКОВОЙ, Р.К. ИСЛАМОВОЙ, Л.И. ЛЕНГЛЕ, С.В. РЫБАКОВА, А.В. ПРИВАЛОВА НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ''О ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'' И ПОЛОЖЕНИЯМИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЗАКОНОВ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ, СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

Разделы:
Налог на прибыль организаций; Транспортный налог; Упрощенная система налогообложения (УСН)





КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 апреля 2001 г. N 82-О

ПО ЖАЛОБАМ ГРАЖДАН С.О. ЕВСИКОВА,
Т.Г. СИБИРЧЕНКОВОЙ, Р.К. ИСЛАМОВОЙ, Л.И. ЛЕНГЛЕ,
С.В. РЫБАКОВА, А.В. ПРИВАЛОВА НА НАРУШЕНИЕ ИХ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" И ПОЛОЖЕНИЯМИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ
ЗАКОНОВ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ, СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ,
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.В. Селезнева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалоб граждан С.О. Евсикова, Т.Г. Сибирченковой, Р.К. Исламовой, Л.И. Ленгле, С.В. Рыбакова, А.В. Привалова,
установил:

1. Федеральным законом от 31 июля 1998 года "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 31 марта 1999 года) определен порядок установления и введения в действие единого налога на вмененный доход, его плательщики - юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся оказанием услуг, общественным питанием и розничной торговлей в сферах деятельности и на условиях, перечисленных в данном Федеральном законе (пункт 1 статьи 3), объект налогообложения и налоговый период (пункт 1 статьи 4), ставка налога - 20 процентов вмененного дохода (пункт 1 статьи 5), основные факторы, влияющие на расчет суммы единого налога (пункт 2 статьи 5), порядок зачисления уплачиваемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сумм единого налога в федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды, региональные и местные бюджеты (пункты 1 и 2 статьи 7); законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право своими нормативными правовыми актами устанавливать размер вмененного дохода с учетом разрабатываемых Правительством Российской Федерации рекомендуемых формул расчета суммы единого налога и перечня рекомендуемых составляющих формул расчета и дополнять их иными составляющими (пункты 3 и 4 статьи 5), порядок исчисления единого налога (пункт 1 статьи 6), сроки уплаты авансовых платежей (пункт 2 статьи 6), распределение сумм единого налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты (пункт 3 статьи 7), а также определять сферы предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного статьей 3, налоговые льготы и иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть вторая статьи 1). После установления и введения в действие единого налога на вмененный доход нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации все организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сферах, перечисленных в пункте 1 статьи 3 данного Федерального закона, в установленном порядке переводятся на уплату единого налога (статья 10).
В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации индивидуальные предприниматели С.О. Евсиков и Т.Г. Сибирченкова (Пермская область), Л.И. Ленгле (Ставропольский край), Р.К. Исламова (Республика Коми), С.В. Рыбаков (Республика Марий Эл) и А.В. Привалов (Нижегородская область) утверждают, что перевод их на уплату единого налога на вмененный доход привел к значительному усилению налогового бремени, делающему невыгодным предпринимательскую деятельность. По мнению заявителей, Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" ухудшает положение налогоплательщиков, не учитывает их фактической способности к уплате единого налога и не содержит гарантий защиты от произвола налоговых органов при установлении сумм налога, чем нарушаются их права, закрепленные статьями 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, граждане С.О. Евсиков, Т.Г. Сибирченкова, Л.И. Ленгле, С.В. Рыбаков и А.В. Привалов оспаривают по тем же основаниям конституционность положений законов Республики Марий Эл, Ставропольского края, Нижегородской области и Пермской области, воспроизводящих или основывающихся на нормах Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
Как следует из представленных материалов, ко всем заявителям были предъявлены требования об уплате единого налога в суммах, исчисленных налоговыми органами. Обращения некоторых из них в арбитражные суды за защитой своих прав оставлены без удовлетворения.









Страницы: 1 из 2
  1 2




© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)