ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 09.04.2001 N 82-О. ПО ЖАЛОБАМ ГРАЖДАН С.О. ЕВСИКОВА, Т.Г. СИБИРЧЕНКОВОЙ, Р.К. ИСЛАМОВОЙ, Л.И. ЛЕНГЛЕ, С.В. РЫБАКОВА, А.В. ПРИВАЛОВА НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ''О ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'' И ПОЛОЖЕНИЯМИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЗАКОНОВ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ, СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2001 N 82-О. По жалобам граждан С.О. Евсикова, Т.Г. Сибирченковой, Р.К. Исламовой, Л.И. Ленгле, С.В. Рыбакова, А.В. Привалова на нарушение их конституционных прав положениями Федерального закона ''О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности'' и положениями соответствующих законов Республики Марий Эл, Ставропольского края, Нижегородской области и Пермской области)Налог на прибыль организаций. Транспортный налог. Упрощенная система налогообложения (УСН)
2. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации принимает к рассмотрению жалобы граждан в том случае, если разрешение поставленных вопросов подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации, оспариваемые нормы были применены или подлежат применению в делах заявителей, а восстановление нарушенных прав невозможно иначе как посредством конституционного судопроизводства.
По своей правовой природе единый налог на вмененный доход представляет собой специальный налоговый режим в сфере малого и среднего предпринимательства, при котором уплата большинства федеральных, региональных и местных налогов и сборов, предусмотренных статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и связанных с хозяйственной деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, - налога на добавленную стоимость (если он не входит в состав таможенных платежей и если на налогоплательщика не возложена обязанность по удержанию этого налога у источника выплат), налогов на прибыль с предприятий, на отдельные виды транспортных средств, с продаж и т.п., со дня введения на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации единого налога на вмененный доход заменяется единым платежом.
Следовательно, Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" не вводит новый налог, подлежащий уплате наряду с другими, он не направлен на ухудшение положения налогоплательщиков и не должен приводить к этому - постольку, поскольку при установлении и исчислении единого налога должен обеспечиваться такой принцип налогового законодательства, как учет фактической способности налогоплательщика к уплате налога (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно Федеральному закону "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" вмененный доход представляет собой потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций (статья 2).
Расчет суммы единого налога, подлежащего уплате в очередном налоговом периоде, производится самим налогоплательщиком в соответствии с нормативным правовым актом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации (часть первая пункта 2 статьи 10), проверяется органами Государственной налоговой службы Российской Федерации, которые уведомляют налогоплательщика о конкретной сумме установленного ему вмененного дохода (часть третья пункта 2 статьи 10). В случае несогласия с решением налогового органа налогоплательщик вправе обжаловать его в установленном порядке, потребовав в том числе проведения оценки обоснованности расчета суммы вмененного дохода независимой организацией.
Таким образом, положения Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", взятые в системной связи и при надлежащем применении не только не исключают, но, напротив, предполагают учет фактической способности налогоплательщика к уплате единого налога, чем обеспечивается соблюдение конституционных прав и свобод, закрепленных статьями 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации.
Решения налоговых органов и судебные решения, основанные на произведенных налоговыми органами расчетах вмененного дохода без применения методов статистических исследований, учета результатов проверок налоговых и других государственных органов, а также без оценки независимых организаций, как это предписывается Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", могут быть обжалованы в судебном порядке.
3. Оспариваемый С.О. Евсиковым и Т.Г. Сибирченковой Закон Пермской области от 31 декабря 1998 года "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Пермской области", которым налогоплательщики этого субъекта Российской Федерации переведены на уплату единого налога, воспроизводит предписания Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" относительно расчета вмененного дохода (статья 2). В части же, противоречащей Федеральному закону, Закон Пермской области, согласно статье 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, не подлежит применению и должен быть приведен в соответствие с ним.
Страницы: 2 из 2 <-- предыдущая cодержание следующая -->