ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ СЕКТОР
(Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на 2000 год (утв. Банком России))Налог на прибыль организаций. Акцизы. Транспортный налог
Продолжается работа по реформированию системы исполнения федерального бюджета, разработан проект Концепции единого счета федерального казначейства, реализация которой позволит ускорить прохождение платежей от плательщиков налогов и сборов до бюджетополучателей и поставщиков товаров, работ, услуг этим организациям, сократить количество счетов органов федерального казначейства Минфина России, оперативно управлять средствами федерального бюджета, сосредоточив их на одном счете Главного управления федерального казначейства Минфина России в Центральном банке Российской Федерации, значительно снизить риск потери средств федерального бюджета на счетах в кредитных организациях и иметь оперативную информацию о доходах и расходах федерального бюджета.
В целом за 9 месяцев текущего года расходы федерального бюджета профинансированы на 98,5%. При этом удельный вес расходов по обслуживанию государственного долга уменьшился с 38,6 до 27,1% (в январе - сентябре 1998 года он увеличился с 18,3 до 34,2%) и соответственно вырос удельный вес непроцентных расходов.
В истекшем периоде 1999 года основным внутренним источником финансирования дефицита федерального бюджета являлись средства, полученные в результате покупок Банком России облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом при их первичном размещении в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год". Задолженность Министерства финансов Российской Федерации перед Банком России по этим ценным бумагам по состоянию на 1 ноября 1999 года составляла 25,36 млрд. рублей.
По данным Министерства финансов Российской Федерации, за шесть месяцев 1999 года первичный профицит федерального бюджета составил 1,9% от ВВП.
Государственный внутренний долг Российской Федерации на 1 октября 1999 года составил 490,8 млрд. рублей при 648,3 млрд. рублей на 1 января 2000 года, установленных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год".
За истекший период текущего года завершена новация по ГКО - ОФЗ, в результате которой произошло удлинение сроков заимствований на рынке государственного долга.
Министерство финансов Российской Федерации в январе - сентябре 1999 года осуществило выплату купонных доходов по ОФЗ общим объемом 37,9 млрд. рублей.
Июль стал последним месяцем, когда по ОФЗ - ФД, выпущенным в ходе новации, выплачивались купоны, накопленные с 17 августа 1998 года. Спрос на ОФЗ начал снижаться уже со второй недели июля. Основная часть ОФЗ - низкодоходные долгосрочные бумаги, поэтому после завершения выплат накопленного купона продажи ОФЗ привели к снижению цен и росту доходности в этом секторе финансового рынка.
Прекращение масштабных купонных выплат по ОФЗ во втором полугодии 1999 года приведет к стагнации на рынке ценных бумаг, которая может продлиться до конца года. Исходя из того, что в феврале 2000 года начинается погашение нереструктурированных выпусков ОФЗ и сокращается срок обращения остальных выпусков ОФЗ, интерес к рынку государственных ценных бумаг может возрасти в конце 1999 года. Снижение доходности государственных облигаций оживит и фондовый рынок.
В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" до конца 1999 года должна быть завершена реструктуризация задолженности Минфина России перед Банком России.
Валютно - финансовый кризис 1998 года привел к кардинальным изменениям в платежном балансе страны, его последствия в значительной мере определяли динамику важнейших компонентов платежного баланса в конце 1998 года и в 1999 году. В результате резкого сокращения импорта сложился устойчивый профицит торгового баланса и счета текущих операций. Утрата доверия со стороны иностранных инвесторов к российской экономике и финансам привела к резкому сокращению притока иностранного капитала.
Вместе с тем в 1999 году наметилась тенденция к дополнительному улучшению платежного баланса России в связи с ростом мировых цен на нефть, нефтепродукты и некоторые другие товары, составляющие основу российского экспорта, а также общим улучшением условий торговли. Необходимо отметить, что такая динамика во многом носила случайный характер и в 1999 году принципиального улучшения этих показателей большинством международных экспертов, включая ведущие международные центры анализа и прогнозирования мировой конъюнктуры, не предполагалось. Позитивные изменения в платежном балансе в 1999 году связаны и со снижением расходов на погашение и обслуживание государственной внешней задолженности в результате реструктуризации части внешнего долга СССР, принятого на себя Россией, а также с сокращением оттока капитала по внешнеторговым каналам вследствие повышения эффективности мер валютного регулирования и валютного контроля, предпринимаемых Банком России.
Сохранение на протяжении 1999 года положительного сальдо по счету текущих операций определялось преимущественно ростом сальдо торгового баланса и снижением дефицита баланса услуг в связи с резким сокращением импорта товаров и услуг.
Происшедшее после августа 1998 года многократное обесценение рубля привело к падению платежеспособного спроса населения, промышленных и сельскохозяйственных предприятий на импортную продукцию и услуги. В первом полугодии 1999 года по сравнению с соответствующим периодом 1998 года импорт товаров уменьшился на 44%, импорт услуг - на 35%.
Страницы: 21 из 38 <-- предыдущая cодержание следующая -->