Официальные документы

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ. ДОХОДЫ, РАСХОДЫ И ДЕФИЦИТ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

(Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на 2000 год (утв. Банком России))

Налог на прибыль организаций. Акцизы. Транспортный налог




В 1999 году важной качественной характеристикой явилось увеличение удельного веса долгосрочных ссуд и займов в общем объеме этих обязательств. По состоянию на 1 сентября 1999 года он достиг 54,6%, что на 8,8 процентного пункта выше соответствующего прошлогоднего показателя. В наибольшей мере долгосрочная составляющая в объеме ссуд и займов возросла в жилищно - коммунальном хозяйстве, среди отраслей промышленности - в газовой промышленности, электроэнергетике, нефтепереработке, черной металлургии.
Таким образом, по итогам января - сентября 1999 года финансовое положение предприятий оставалось достаточно сложным, но динамика ряда финансовых показателей деятельности предприятий и организаций свидетельствовала о его улучшении. Рост объемов прибыли, улучшение структуры баланса предприятий оказывали позитивное воздействие на динамику инвестиций в основной капитал, создавали предпосылки для более активного привлечения средств российских и иностранных кредиторов и инвесторов. Улучшение состояния нефинансовых предприятий формировало для российских банков как стабильный элемент депозитной базы, так и более надежное и выгодное направление размещения активов.

Государственные финансы

Экономическая политика Правительства России, проводимая после кризиса 1998 года, позволила избежать неблагоприятного варианта развития событий и укрепить предпосылки для последовательной стабилизации экономической ситуации в стране.
В текущем году проявились положительные тенденции в динамике налоговых поступлений в бюджет. Устойчиво сокращалась задолженность по выплатам заработной платы и пенсий.
Исполнение федерального бюджета происходило в условиях восстановительных тенденций в производстве, обусловленных в первую очередь оживлением промышленного производства в связи с расширением экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Основными задачами, стоящими перед бюджетной сферой в текущем году, были перелом тенденции роста долгового бремени страны, создание условий для развития реального сектора экономики.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" федеральный бюджет на 1999 год утвержден по расходам в сумме 575,1 млрд. рублей, или 14,4% ВВП, по доходам - в сумме 473,7 млрд. рублей, или 11,8% ВВП. Предельный размер дефицита федерального бюджета на 1999 год установлен в сумме 101,4 млрд. рублей, или 2,5% объема валового внутреннего продукта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.99 N 477 "Об утверждении поквартального распределения показателей федерального бюджета на 1999 год и установлении заданий по мобилизации дополнительных доходов на 1999 год" по федеральному бюджету на девять месяцев 1999 года утверждены показатели по расходам в сумме 440,7 млрд. рублей, по доходам - в сумме 329,4 млрд. рублей и по источникам финансирования дефицита федерального бюджета - в сумме 111,3 млрд. рублей.
За девять месяцев 1999 года доходы федерального бюджета составили 387,4 млрд. рублей (117,6% к плану), расходы - 434,3 млрд. рублей (98,5% к плану), дефицит - 46,9 млрд. рублей (42,1% к плану). В текущем году наблюдалась тенденция к росту уровня доходов федерального бюджета по отношению к ВВП. Так, в I квартале он составил 10,8%, во II квартале - 13,5%. При этом уровень доходов федерального бюджета по отношению к ВВП в январе - июне текущего года превысил этот показатель за аналогичный период прошлого года на 1,2 процентного пункта.
Налоговые доходы федерального бюджета составили за девять месяцев 1999 года, по данным Главного управления федерального казначейства Минфина России, 326,0 млрд. рублей, или 81,6% утвержденного годового бюджета. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года их объем увеличился на 171,4 млрд. рублей, а процент выполнения годового задания - на 31,2 процентного пункта.
Превышение фактической величины доходов федерального бюджета над плановой обусловлено поступлением дополнительных сумм налогов, не предусмотренных в бюджетных проектировках, и прежде всего налога на добавленную стоимость (по ставке 20%, предусмотренной налоговым законодательством, против учтенной в бюджете ставки - 15%), и другими причинами. Неналоговые доходы получены в основном за счет поступлений от внешнеэкономической деятельности. Их увеличение в текущем году объясняется в основном повышением экспортных пошлин на нефть, вызванным ростом цен.
Вместе с тем серьезной проблемой в стране по-прежнему остается наличие большого числа налоговых льгот, в большинстве случаев экономически не обоснованных, не способствующих развитию экономики, а лишь сокращающих доходы бюджетной системы. Поскольку налоговые льготы являются скрытой формой бюджетного финансирования, они приводят к нарушению пропорций бюджетных приоритетов.
В целях обеспечения своевременного поступления платежей в бюджеты всех уровней Банк России с июля текущего года к кредитным организациям, не обеспечивающим своевременного перечисления по поручению налогоплательщиков средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды и имеющим непрерывно в течение трех и более рабочих дней картотеку, применяет меры воздействия в виде ограничения на осуществление расчетов по поручению юридических лиц в части операций на перечисление средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды на срок до шести месяцев.
Доходы, расходы и дефицит федерального бюджета


Страницы: 18 из 38  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->