ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ. НАСЫЩЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА. СТРУКТУРА ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Постановление Правительства РФ от 28.04.1995 N 439. О Программе Правительства Российской Федерации ''Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах)Налог на прибыль организаций. Акцизы. Транспортный налог
Усилилась долларизация экономики. В России в обращении находится более 15 млрд. долларов США, или свыше 50 трлн. рублей по курсу на конец 1994 года, что сопоставимо с суммарной величиной наличной денежной массы и рублевых сбережений населения. Поддержка курса рубля с помощью интервенций на валютном рынке вызвала значительное сокращение валютных резервов государства. Существенная часть "инфляционного налога" 1994 года по существу не использовалась внутри страны, а перераспределялась в пользу тех стран, чьи валюты приобретались в России для спасения накоплений от инфляции.
Таким образом, инфляционная поддержка производства не принесла положительных плодов ни производителям, ни населению, ни государству.
Главным недостатком бюджета 1994 года было завышение его доходов, основанное на заниженном прогнозе масштабов спада производства и ожидании более высоких темпов инфляции. На исполнение бюджета повлиял также рост недоимки в результате кризиса неплатежей и сокрытия доходов. В итоге фактическое исполнение федерального бюджета составило всего лишь около 70 процентов от намеченного, что вызвало значительный рост задолженности бюджета.
Учитывая эти уроки, для достижения финансовой стабилизации в 1995 году предполагается:
а) существенно сократить субсидии в экономике;
б) увеличить реальные доходы бюджета;
в) коренным образом изменить механизмы финансирования бюджетного дефицита, предусмотрев:
- доведение уровня финансирования государственных расходов за счет выпуска государственных ценных бумаг и их размещения на открытом рынке до 1,5 - 2 процентов от объема валового внутреннего продукта, ожидаемого в 1995 году;
- привлечение кредитов международных финансовых организаций;
г) усилить роль Центрального банка Российской Федерации в кредитно - денежном регулировании, в том числе за счет перехода на рефинансирование коммерческих банков через кредитные аукционы, ломбардные кредиты и операции по переучету векселей, активизации операций с ценными бумагами на открытом рынке с целью управления денежным предложением в экономике, совершенствования регулирования валютного курса;
д) осуществить программу реализации государственных ценных бумаг населению и мелким инвесторам.
Меры по сокращению необоснованных субсидий в экономике включают в себя:
- отказ от предоставления в 1995 году бюджетных ссуд отраслям хозяйства по ставке ниже рыночной (или ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации), а также от субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставляемым из других источников, сверх объемов, предусмотренных в принятом бюджете;
- существенное ограничение практики отсрочки процентных платежей по ранее выданным кредитам, а также списания задолженности;
- прекращение централизованного распределения кредитов.
Результатом такой политики будет быстрое уменьшение темпов прироста инфляции. Во втором полугодии среднемесячные темпы инфляции не должны превысить 1 - 2 процентов в месяц.
По сравнению с 1994 годом интенсивность спада промышленного производства и валового внутреннего продукта в 1995 году ожидается в три раза меньшей, причем во втором полугодии производство валового внутреннего продукта стабилизируется.
Начиная со II квартала 1995 года реальные процентные ставки по депозитам станут вновь положительными, повысится склонность к сбережениям. В результате в 1995 году ожидается еще два важнейших положительных сдвига в финансово - экономической ситуации:
- остановка процесса долларизации экономики, снижение спроса на иностранную валюту и, следовательно, стабилизация номинального обменного курса рубля;
- рост накоплений и возрастание потенциала частных инвестиций в национальную экономику.
В последующие годы появится возможность воспользоваться результатами снижения инфляции, в частности, за счет удешевления кредитов и сокращения неплатежей, что должно привести к улучшению сбора налогов, а также росту инвестиций. Одновременно обострятся проблемы, связанные с обслуживанием внутреннего и внешнего долга.
Маневр, предлагаемый к осуществлению в 1995 году и заключающийся в привлечении на финансирование дефицита бюджета внешних и внутренних займов, предъявляет достаточно жесткие требования к макроэкономической динамике и бюджету за пределами этого года.
Последовательно осуществляя институциональные и структурные реформы, Россия сможет получить в текущем году финансовые кредиты Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития в размере 8 млрд. долларов США, а также привлечь связанные кредиты по двусторонним соглашениям с правительствами зарубежных государств.
В 1996 - 1997 годах в целом сохраняются хорошие перспективы для внешних заимствований, но их использование будет ограничиваться из-за превышения расходов по обслуживанию внешнего долга над возможными поступлениями внешних займов. В этот период по сравнению с 1995 годом расходы на уплату процентов по обслуживанию государственного долга будут возрастать. Жесткие рамки использования внешних заимствований определяются прежде всего накопленной до 1992 года внешней задолженностью бывшего СССР.
Для удержания темпов инфляции на низком уровне должна быть обеспечена преемственность финансово - экономической политики, начатой в 1995 году. Поэтому в 1996 - 1997 годах в целях улучшения сбалансированности бюджета и мобилизации неинфляционных источников финансирования бюджетного дефицита, дальнейшего оздоровления финансовой системы в целом предстоит решить следующие задачи:
- повысить реальные налоговые поступления в бюджет на основе улучшения сбора налогов, а также стабилизации производства и возобновления экономического роста;
Страницы: 10 из 71 <-- предыдущая cодержание следующая -->