ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ. НАСЫЩЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА. СТРУКТУРА ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Постановление Правительства РФ от 28.04.1995 N 439. О Программе Правительства Российской Федерации ''Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах)Налог на прибыль организаций. Акцизы. Транспортный налог
Оно также исходит из того, что отечественные производители не могут быть полностью ограждены от иностранной конкуренции путем закрытия российской экономики высокими таможенными барьерами или использования нетарифных ограничений, что привело бы к восстановлению монополизма и устранению важных стимулов структурной перестройки и развития, нанесло бы ущерб российским потребителям.
Столь же неприемлемы рекомендации о расширении масштабов контроля за ценами и применении иных способов административного вмешательства в экономику.
Стратегия, основанная на подобных положениях, не позволила бы достичь ни одной из поставленных целей, в первую очередь стабилизации и подъема производства, а означала бы лишь консервацию нежизнеспособных производственных структур, тянущих экономику ко дну. Она представляла бы собой отступление назад, утрату тех позитивных результатов, которые дорогой ценой были достигнуты за три года реформ и дают надежду на выход из кризиса.
Такая стратегия, хотя она поначалу, вероятно, была бы поддержана достаточно широкими кругами общественности и могла бы снискать известную популярность среди тех, кто требует изменения курса реформ или полагает, что существуют простые и легкие решения сложных проблем, в конечном итоге губительна для страны. Ответственное правительство обязано ее отвергнуть.
Нецелесообразно также строить стратегию на длительном поддержании умеренной инфляции. Такая политика проводилась последние два года, и ее возможности в основном исчерпаны. Анализ показывает, что минимальные темпы инфляции, которые могут быть достигнуты при сохранении сложившейся практики финансирования бюджетного дефицита и нарастающем напряжении в финансовой системе, при усиливающемся давлении со стороны отраслей, регионов, крупных предприятий, вероятнее всего будут не ниже 10 - 12 процентов в месяц, то есть не меньше, чем в среднем за 1994 год. Чем дальше, тем трудней будет бороться с инфляцией, уже сейчас практически истощившей резервы предприятий. Будут обостряться проблемы неплатежей и инвестиций, социального расслоения. Балансирование в состоянии неустойчивого равновесия, чреватого угрозой взрыва в каждый момент, затянется надолго, а экономика окажется перед опасностью вползания в длительную депрессию. Сохраняющиеся при этом неблагоприятные условия для инвестиций приведут к тому, что оживления производства в лучшем случае можно будет ожидать не ранее 1999 - 2000 годов.
Уроки последних месяцев с особой наглядностью продемонстрировали, что никакие попытки оздоровления экономики на путях уступок в борьбе с инфляцией, ослабления финансово - кредитной политики не будут иметь успеха.
Практически единственный реальный вариант социально - экономической политики в сложившихся условиях состоит в том, чтобы в кратчайшие сроки добиться финансовой стабилизации, свести инфляцию к уровню, при котором становятся возможными инвестиции и нормализация финансового положения предприятий, а затем на этой основе осуществить масштабную программу институциональных преобразований и стимулирования высокоэффективных инвестиций. При этом Правительство Российской Федерации не намерено отказываться, но не ценой утраты достигнутого, от приемлемых для рыночной экономики методов государственного регулирования, от сбалансированной социальной политики, от соблюдения иных ограничений, диктуемых складывающимися обстоятельствами.
Интересы страны требуют осуществления стратегического маневра, способного в кратчайшие сроки вывести ее из кризиса, поднять производство, улучшить жизнь людей, создать предпосылки для будущего процветания России, не идя на бесперспективные уступки популистского толка.
2.4. Логика и этапы реализации Программы
Основной замысел Программы состоит в следующем.
Главная цель - добиться в течение 1995 - 1997 годов возобновления экономического роста.
Для этого необходимо создать механизмы стимулирования высокоэффективных инвестиций.
В свою очередь, для создания благоприятного инвестиционного климата требуется:
- добиться прежде всего финансовой стабилизации, снизить инфляцию до 15 - 20 процентов в год;
- понизить риски, сопряженные с инвестициями, для чего осуществить необходимые институциональные преобразования;
- стимулировать накопления и трансформацию в инвестиции.
Чтобы решить эти задачи, финансовая стабилизация должна быть в основном осуществлена уже в 1995 году. Исходя из этого Правительство разработало жесткий бюджет, исключающий финансирование его дефицита за счет кредитов Центрального банка Российской Федерации. Дефицит, который остается пока значительным, предполагается покрывать большей частью за счет внешних и внутренних заимствований, то есть из неинфляционных источников. При этом в дальнейшем существенно возрастут расходы на обслуживание внешнего и внутреннего долга.
Использование указанных средств покрытия бюджетного дефицита объясняется невозможностью быстро увеличить доходы или сократить расходы бюджета без весьма негативных последствий для ряда важных секторов экономики. Оно позволит продолжить и смягчить процесс адаптации к жестким финансовым ограничениям на всех уровнях и в то же время остановить инфляцию. Рост государственного долга - вот цена, которую придется заплатить за радикальное снижение инфляции и создание условий для нормального развития экономики.
Страницы: 8 из 71 <-- предыдущая cодержание следующая -->