КАК ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Постановление Правительства РФ от 28.04.1995 N 439. О Программе Правительства Российской Федерации ''Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах)Налог на прибыль организаций. Акцизы. Транспортный налог
В ходе экономической реформы серьезные различия наблюдаются в темпах и направлениях ее проведения. Модели реформирования экономики регионов, опирающиеся на использование региональных льгот и дотаций, в основном исчерпали свои возможности. Сохраняются различия между регионами по интенсивности рыночных преобразований и использованию административных методов регулирования. В этой ситуации особенно важно проводить дифференцированную по регионам федеральную политику.
Важнейшим направлением проводимой в регионах экономической реформы выступают институциональные рыночные преобразования. На начальном этапе реформы (1992 - 1993 годы) они быстрее осуществлялись в Центральном, Северо - Западном, Волго - Вятском, Уральском экономических районах. Относительно низкие темпы институциональных преобразований в восточных и северных регионах страны объяснялись особенностями приватизации предприятий топливно - энергетического комплекса и сырьевых отраслей, необходимостью учета в процессе приватизации экономических интересов малочисленных народов. Акционирование предприятий топливно - энергетического комплекса и других отраслей специализации Сибири и Дальнего Востока создает предпосылки для привлечения в эти регионы крупномасштабных внешних инвестиций. По-прежнему медленнее проходит процесс формирования многоукладной экономики в регионах с аграрной специализацией и особенно трудно - в группе наиболее отстающих по социально - экономическому уровню регионов (Калмыкия, Северная Осетия, Дагестан, Тыва и др.).
Ход реформ в России также затрудняется объективными особенностями регионального развития:
- - специализацией ряда регионов на узком наборе видов хозяйственной деятельности, усугубляемой неразвитостью сферы услуг;
- - преобладанием предприятий с собственным жилым фондом и объектами социальной инфраструктуры, ставящих многие города в зависимость от убыточности или прибыльности предприятия - гиганта;
- - обилием образований типа "закрытых" городов, изолированных от окружающих населенных пунктов, с особым сложившимся укладом жизни, население которых менее подготовлено к рыночным условиям;
- - существованием удаленных регионов с неразвитой транспортной инфраструктурой.
Организационно - правовые предпосылки, заложенные в новой Конституции Российской Федерации, позволили интенсифицировать развитие экономического федерализма и государственной региональной политики.
В ходе реализации Программы на 1993 - 1995 годы созданы база бюджетного федерализма и условия для перехода от индивидуально - договорного к нормативно - расчетному методу регулирования межбюджетных взаимоотношений. Установление региональными органами власти ставок налогообложения прибыли (как правило, на уровне 22 - 25 процентов), введение предусмотренных федеральным законодательством местных налогов укрепили доходную часть территориальных бюджетов. Но в процессе исполнения федерального бюджета заложенные при его утверждении механизмы действовали с серьезными сбоями. Практически всем регионам в том или ином виде предоставлялась помощь из федерального бюджета, а заложенные в федеральном бюджете пропорции распределения фонда поддержки субъектов Российской Федерации оказались нарушенными.
Налоговый потенциал размещен по территории страны крайне неравномерно, что объективно усложняет реализацию унифицированных нормативно - расчетных методов регулирования взаимоотношений между уровнями бюджетной системы России. Эти трудности усиливаются фактическим неравноправием субъектов Российской Федерации. Хотя из Республики Татарстан и Республики Башкортостан налоговые поступления увеличились, по ряду других республик положение принципиально не изменилось, что блокирует усилия федеральных органов исполнительной власти по расширению сферы применения нормативных методов территориального перераспределения бюджетных ресурсов.
По вопросам региональной политики в соответствии с Программой на 1993 - 1995 годы принят ряд указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации. Реализуются федеральные целевые программы, оказывающие влияние на развитие регионов. Утверждена генеральная схема расселения. На разных стадиях разработки находятся более десяти федеральных законов, регламентирующих сферу действия региональной политики.
Правительство взяло курс на создание равных экономических возможностей во всех регионах и повышение однородности формируемого общероссийского рыночного пространства. С этой целью отменяются не оправдавшие себя налоговые и таможенные льготы и субсидии отдельным регионам и хозяйствующим субъектам.
8.2. Цели и средства реализации региональной экономической политики
Цели региональной экономической политики Правительства имеют многолетнюю перспективу и связаны со стратегическими направлениями социально - экономического развития России. Главными целями являются:
- - укрепление экономического единства страны на основе принципов федерализма, местного самоуправления и общероссийского рынка;
- - повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение примерно равных условий социального развития во всех регионах России;
- - всемерное использование региональных условий и благоприятных предпосылок для формирования в регионах эффективной социально ориентированной экономики.
Для достижения этих целей в период 1995 - 1997 годов Правительство намечает решение следующих задач:
Страницы: 58 из 71 <-- предыдущая cодержание следующая -->