КАК ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Постановление Правительства РФ от 28.04.1995 N 439. О Программе Правительства Российской Федерации ''Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах)Налог на прибыль организаций. Акцизы. Транспортный налог
С 1 января 1994 года введен контроль за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров. Для выполнения данной задачи создана сеть компьютерной связи между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и банками, уполномоченными осуществлять расчеты по экспорту.
Следующим этапом совместной работы Банка России и Государственного таможенного комитета Российской Федерации будет введение в середине 1995 года контроля за обоснованностью валютных платежей при импорте товаров, что, по предварительной оценке, позволит сократить потери страны примерно на 3 - 4 млрд. долларов США в год.
Меры по созданию системы валютного контроля будут приниматься в 1995 - 1997 годах на фоне общего улучшения инвестиционного климата и экономической ситуации в целом, что позволит к концу указанного периода в основном приостановить "бегство" капитала из страны и создать условия для возврата резидентами части средств, ранее размещенных за границей.
6.2. Сотрудничество с государствами - участниками СНГ
За период, прошедший с момента подписания Договора о создании Экономического союза (сентябрь 1993 г.), ситуация в СНГ претерпела существенные изменения.
В государствах Содружества заметно окрепло понимание безальтернативности взаимных связей, по крайней мере, на обозримую перспективу. Идеи сближения находят все большую поддержку в широких кругах общественности, в сознании которой период становления самостоятельных государств ассоциируется в основном с глубоким экономическим кризисом, резким обострением социальных проблем.
Поэтому взаимодействие со странами Содружества становится все более конструктивным. Разработаны механизмы, с помощью которых предполагается постепенно устранить основные барьеры на пути торгово - экономического сотрудничества в виде тарифных и нетарифных ограничений, неплатежей между хозяйствующими субъектами. На это нацелены многосторонние соглашения о зоне свободной торговли и создании тройственного (Россия, Беларусь, Казахстан) Таможенного союза, многостороннее соглашение о Платежном союзе. Определенную организующую роль призван сыграть Межгосударственный экономический комитет (МЭК), решение об учреждении которого одобрено Советом глав государств 21 октября 1994 года.
Вместе с тем было бы явно преждевременным оценивать современное состояние сотрудничества в целом.
Происходит дальнейшее свертывание взаимного товарооборота. Доля стран СНГ в российском внешнеторговом обороте сократилась примерно до 20 процентов (в 1990 г. - 60 процентов).
Эта тенденция сохранится и в 1995 году (по прогнозу, внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья возрастет на 3,8 процента, а со странами СНГ сократится на 20 - 30 процентов).
Хроническим явлением стало невыполнение достигнутых соглашений по взаимным поставкам товаров. При этом Российской Стороной они обеспечиваются в большем объеме, чем партнерами по СНГ.
Торговые отношения России со странами СНГ не сбалансированы: в 1993 году превышение вывоза над ввозом составило 38 процентов, в 1994 году - 31 процент. В 1995 году степень несбалансированности торговли в целом, видимо, несколько сократится, но само по себе это явление останется экономически весьма значительным.
Крайне неудовлетворителен темп реализации соглашений, касающихся формирования нового механизма сотрудничества. Нередко интеграционные по сути проекты встречают сопротивление партнеров по СНГ.
Основные интересы России в ближнем зарубежье на период 1995 - 1997 годов. Объективно существуют три группы интересов России в ближнем зарубежье, на реализацию которых в среднесрочном периоде должна быть нацелена проводимая ею политика:
- геополитические и военно - стратегические;
- экономические, гуманитарные и экологические;
- интересы, связанные с защитой этнических россиян.
Геополитические и военно - стратегические интересы России заключаются прежде всего в формировании благоприятного, дружественного государственного окружения на постсоюзном пространстве странами, политически стабильными и экономически благополучными. Позитивное решение этой проблемы - приоритетная стратегическая задача, важное звено гарантированного обеспечения национальной безопасности России.
Экономические интересы России во многом определяются сложившейся в предшествующие десятилетия глубокой взаимозависимостью с государствами - бывшими республиками СССР.
Экономическая политика России в отношении стран ближнего зарубежья в 1995 - 1997 годах будет направлена на:
- развитие и рационализацию кооперационных хозяйственных связей в масштабах, обеспечивающих поддержание российского производства, снабжение (прежде всего продовольственное) населения;
- сохранение ведущего положения на рынке СНГ, особенно в сфере сбыта российской готовой продукции;
- обеспечение доступа к сырьевым ресурсам, которыми располагают бывшие союзные республики;
- гарантированное и безопасное использование транзитных коммуникаций, обслуживающих экспортно - импортные товаропотоки России в третьи страны;
- кооперацию и согласованность усилий стран СНГ в структурных преобразованиях производства, в оптимизации размещения производительных сил.
Страницы: 43 из 71 <-- предыдущая cодержание следующая -->