Официальные документы

И СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ЭКОНОМИКИ

(Постановление Правительства РФ от 28.04.1995 N 439. О Программе Правительства Российской Федерации ''Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах)

Налог на прибыль организаций. Акцизы. Транспортный налог




Будут также регулироваться базовые услуги почтовой связи, хотя в крупных городах при появлении альтернативных методов доставки корреспонденции подобная мера может себя быстро исчерпать.
Регулирование тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и канализации будет осуществляться региональными органами государственной власти.

Раздел 5. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
И СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ЭКОНОМИКИ

5.1. Основные направления структурной и инвестиционной политики

Современная ситуация в российской экономике и задачи возобновления экономического роста на новом этапе реформ настоятельно диктуют необходимость активизации структурной перестройки экономики. Правительство Российской Федерации намерено использовать для этого прежде всего инструменты инвестиционной политики, федеральные целевые программы, государственные закупки и т.п. с учетом ограничений, налагаемых требованиями финансовой стабилизации, состоянием природно - ресурсного потенциала и окружающей среды в регионах.
Структурная перестройка уже началась. И в этом процессе все большую роль играют рыночные механизмы. Динамику развития отраслей все в большей степени определяет платежеспособный потребительский и инвестиционный спрос.
Вместе с тем процесс формирования новых относительных цен не завершен, не работают механизмы внутриотраслевого и межотраслевого перераспределения капитала.
В структуре валового внутреннего продукта при росте доли чистого экспорта и потребления населения происходит значительное снижение удельного веса реальных инвестиций и государственных расходов. Объем капитальных вложений снизился в 1992 году по сравнению с предшествующим годом на 40 процентов, в 1993 - на 12 процентов, в 1994 - на 26 процентов. Сокращение объема валового внутреннего продукта обусловлено в значительной мере свертыванием инвестиционной деятельности. В 1995 году ожидается сокращение всех видов инвестиций еще на 12 - 14 процентов, в том числе государственных инвестиций за счет федерального бюджета - на треть.
В то же время потребности структурной перестройки российской экономики, повышение ее эффективности требуют увеличения инвестиций. Одна из особенностей сложившейся экономической ситуации заключается в том, что в составе издержек производства растет доля материальных затрат прежде всего вследствие роста цен на энергетические ресурсы, которые еще отстают от уровня мировых цен. Повышается доля условно - постоянных затрат, что является одним из факторов роста цен.
Для снижения издержек, в том числе за счет энергосбережения, а также для приспособления производства к меняющемуся спросу, для обновления и повышения конкурентоспособности продукции нужны крупные инвестиции в основной капитал. Наращивания оборотных средств и улучшения использования имеющихся мощностей в большинстве случаев, особенно в обрабатывающих отраслях, недостаточно из-за неприспособленности этих мощностей к требованиям рынка.
Эта проблема не может быть решена путем увеличения государственных инвестиций в силу ограниченности средств федерального бюджета и необходимости их использования в первую очередь для удовлетворения федеральных нужд. В условиях спада экономики эффективность инвестиций неизбежно оказывается невысокой, в то время как повышение их эффективности является условием преодоления этого спада. В нынешней ситуации только высокоэффективные инвестиции, обеспечивающие отдачу в минимальные сроки, способны переломить тенденции спада в производстве, обеспечить рост реальных доходов предприятий, населения и федерального бюджета, увеличивая платежеспособный спрос и не вызывая усиления инфляции.
Отсюда следует, что задача повышения инвестиционной активности не может быть решена посредством усиления прямого вмешательства государства. Речь должна идти о формировании благоприятного климата для частных инвесторов, что должно способствовать росту реальных сбережений и ускорению эффективной трансформации накоплений в инвестиции.
В силу изложенных причин роль государства в стимулировании инвестиционного процесса в условиях средней фазы перехода к рынку возрастает.
Для этого необходимо:
- подавить инфляцию, так как увеличение государственных инвестиций за счет инфляционной накачки не только не повысит инвестиционную активность, но и приведет к прямо противоположным результатам;
- снизить инвестиционные риски, которые еще весьма велики в Российской Федерации (на это направлены институциональные преобразования, охарактеризованные выше);
- прямо стимулировать сбережения и их перевод в частные инвестиции, в том числе методами долевого участия государства, предоставления государственных гарантий и в иных формах.
Особенность ситуации состоит в том, что в своей инвестиционной политике Правительство Российской Федерации обязано решать одновременно ряд следующих задач:
- поддержка основных систем жизнеобеспечения и социальной сферы;
- развитие инфраструктуры, вложения в которую непривлекательны для частных инвесторов, хотя инфраструктура и необходима для повышения предпринимательской и инвестиционной активности;


Страницы: 29 из 71  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->